г-н Носенко Ю.Н.
Тезисы доклада
Тема: Розыск похищенных грузов при перевозке автомобильным транспортом по территории СНГ.
Благодарю Институт Адама Смита за предоставленную возможность выступить перед столь представительной аудиторией.
Мой коллега М.Г. уже рассказал об организации охраны при перевозке грузов.
Развивая эту тему, я остановлюсь на одной из наиболее сложных проблем, связанных с транспортировкой груза - это расследование похищенных грузов. Сразу отмечу, что хищения грузов происходят в большинстве случаев тогда, когда они не охраняются в пути. При этом необходимо отметить, что и охрана, хотя и значительно снижает риск, тем не менее не всегда гарантирует полную его безопасность при транспортировке.
В выступлении будут затронуты следующие вопросы:
Ранее большая часть хищений грузов приходилась на ж/д перевозки, которые являлись основным видом перевозок, то теперь, в связи с резко возросшим объемом автомобильных перевозок (в связи с неспособностью удовлетворить потребность в перевозках речным и ж/д транспортом) резко возросло количество нападений на грузы, следующие автотранспортом. Счет ограбленным на российских дорогах с начала этого года автомашинам исчисляется сотнями. Так, месяц назад, в одном из городов Моск. области была обезврежена бандитская группа (начитывавшая около 40 человек, оснащенная современными средствами связи, автомобилями, имеющая на вооружении стрелковое оружие, гранаты и даже мины), организовавшая серию дерзких ограблений на территории ряда областей России. По предварительным данным, в ходе следствия за бандой числятся 17 трупов водителей- дальнобойщиков. Все транспорты, подвергшиеся нападению, были разграблены. Как правило, похищались особо ценные грузы (спиртные напитки, электронная техника, парфюмерия и т.д.). Стоимость одной машины колебалась от 50 до 200 тыс. долларов.
В результате проработки этих двух обстоятельств установлено, что хищениями грузов занимаются хорошо организованные структуры организованной преступности, которые имеют свою разведку. В ее функции входит получение информации о поступающих из-за рубежа на таможенные пункты транспорты с ценными грузами и выяснение их маршрутов и конечных пунктов доставки. Кроме того, указанные группировки имеют подразделения сопровождения автомашин с грузом с целью контроля перемещения по трассе, а также группы нападения, группы вывоза и реализации похищенных грузов.
Характерной особенностью, выявленной в результате расследований ряда последовавших друг за другом ограблений и угонов транспортов на дорогах России, явилось точное знание маршрутов движения автомобиля от таможенного склада в конечную точку. При этом в каждом случае маршруты менялись. Вторая характерная особенность: как правило, из 10 следующих по трассе машин нападению подвергаются именно те машины, которые везут наиболее ценные грузы. (Осуществление предварительной разведки.)
На территории каждой области и района действует отдельная группировка. Между ними существует раздел территории. Каждая группировка действует только на своей территории.
Как это ни смешно, но в практике очень редки случаи ограбления одного и того же автомобиля дважды. Водителю ограбленного транспорта выдаются справки о том, что он уже уплатил определенную мзду, что является, как правило, основанием для дальнейшего беспрепятственного продвижения к конечному пункту.
Хотя количество грузовых перевозок автотранспортом за последние годы возросло в несколько раз, тем не менее специализированных органов, осуществляющих расследование хищений на автотранспорте (в отличие, скажем, от ж/д милиции) не имеется. Соответственно факты хищения на автотранспорте не расследуются. По существующему законодательству в России и странах СНГ этим обязаны заниматься местные органы МВД, на территории которых произошло преступление. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин расследования по таким фактам, как правило, не проводятся. Причины: а) перевозка осуществляется частной компанией. Пока отсутствует закон о защите частной собственности, б) неспособность органов МВД качественно провести расследование (неукомплектованность личного состава, низкий уровень профессионализма, неоснащенность средствами связи и автотранспортом) в) Высокий уровень преступности в СНГ с возрастающим количеством тяжких преступлений, на фоне чего расследование фактов хищения частных грузов не является приоритетным.
Соответственно расследования (равно как и охрана) хищений осуществляются частными охранно-детективными службами. Данные службы не в состоянии в полном объеме провести эффективное оперативное расследование. Одной из причин этого является значительное сужение их возможностей рамками закона о частной детективной деятельности.
Ситуация еще больше осложняется тем, что до сих пор отсутствует взаимопонимание и координация деятельности между частными охранными структурами и правоохранительными органами. Это объясняется в частности, и тем, что, к сожалению, немалое количество охранно-детективных фирм находится под контролем преступных группировок.
Координация действий охранных структур в рамках Объединения при расследовании хищений на транспорте.
Отсутствует возможность осуществлять непрерывный контроль перевозимого груза на всем маршруте. ( Как правило, маршрут движение лежит на территории нескольких государств СНГ. ) Поэтому подозрения о хищении груза возникают только тогда, когда транспорт прибывает в конечный пункт с отрывом от графика на 2-3 недели и более, после чего начинается розыск груза. То есть возможность расследования по горячим следам затруднена. Следует отметить, что опоздание иногда объясняется объективными причинами (отсутствие топлива, непроходимость дорог, погодные условия и т.д.. Поэтому не всегда есть возможность вовремя начать расследование. Успех в расследовании может быть достигнут только тогда, когда о хищении груза становится известно самое позднее через несколько суток.
Пример: В июне этого года из Москвы в один из городов СНГ был направлен автотрейлером груз косметики (чистящие, моющие средства) стоимостью 180 тысяч долларов. Машина должна была прибыть в пункт назначения на третьи сутки. Однако и через семь дней груз еще не прибыл. На исходе 8-х суток поступила информация от водителя, который сообщил, что в шестистах километрах от Москвы автомашина была остановлена группой лиц в милицейской форме для проверки документов. Они связали водителя и экспедитора, завязали им глаза и автомобилем доставили их в неизвестный населенный пункт, где находились 6 суток. Затем их выпустили. В результате проведенного расследования было выяснено, что преступление было организовано водителем фирмы, осуществляющей перевозку, который являлся членом одной из банд.
Условия, повышающие безопасность перевозок: