Любой человек, крутящийся в бизнес процессе рано или поздно задаётся вопросом: как обстоят дела у конкурентов, какие средства они используют и справляются ли с ведением сходной с вами деятельности, чего ваши соперники по бизнесу достигли на данном поприще и какие технологии используют и т.д, и т.д.
Список вопросов, которыми зададутся директор и сотрудники компании, люди «болеющие» за процветание и рост собственного дела, может быть бесконечен. И такого рода любопытство вполне естественно, возможно, именно оно и является двигателем прогресса.
Данные о конкурентах нужны при разработке рекламных кампаний, создании новых продуктов, обосновании инвестиционных проектов, принятии решений о сотрудничестве с контрагентами, найме персонала и т.п.
Всего не перечислишь, поэтому будем считать, что подобная информация жизненно необходима любому современному менеджеру. Как воздух! Перейдем к методам добывания этих ценнейших данных.
Бизнес разведка в виде промышленного шпионажа -это нелегальный способ получения информации, которая относится к деятельности определенной компании, составляет ее коммерческую тайну и не может быть получена из доступных источников.
Персонал компаний-конкурентов может также стать весьма ценным источником необходимых сведений. Бизнес разведка продуктивно сработает и при постоянном мониторинге деятельности соратников по бизнесу через сбор и изучение сведений о них из журналов, газет, других СМИ, справочников и сайтов.
Конкурентная бизнес разведка под прикрытием маркетингового исследования - это хороший легальный способ получить максимально разностороннюю информацию о конкурентах, которую они готовы добровольно предоставить.
Можно, конечно, самой организации своими силами прибегнуть к помощи внутренней исследовательской структуры. Но это потребует достаточно больших затрат времени, денег и душевных сил. Обращение к профессиональным аналитикам - проще и надежнее.
Помимо этого метода существуют еще и другие открытые способы получения информации о конкурентах, как бенчмаркинг и добровольный обмен сведениями. Эта официальная бизнес разведка предполагает анализ опыта и сопоставление эффективности, реализуемых несколькими компаниями деятельности.
Здесь нужные данные собираются в ходе двустороннего добровольного обмена сведениями между компаниями. Целью получения является сравнение достижений в определенной области, сопоставление эффективности бизнес-процессов и поиск способов ее увеличения.
Добровольный обмен информацией между конкурирующими компаниями далеко не утопия. Рост конкуренции на рынке ведет к постепенной консолидации: компании укрупняются, поглощают менее значимых игроков.
Руководство таких концернов рано или поздно понимает, что гораздо эффективнее добровольно и бесплатно обмениваться определенной информацией друг с другом, получая объективные данные для анализа, чем регулярно платить сторонним консультантам и исследователям за получение ориентировочных экспертных оценок основных показателей развития рынка, т.е. так называемая бизнес разведка становится открытой.