О защите коммерческой информации

О защите коммерческой информации

07.11.2001

Занимаясь предпринимательской деятельностью, субъекты хозяйствования сталкиваются с вопросами защиты коммерческой информации. Сохранность коммерческой тайны актуальна в том случае, когда информация является ценной (реально или потенциально) с коммерческой точки зрения в силу её неизвестности третьим лицам, и если её обладатель не считает необходимым распространять её в свободном доступе.

Если при определенных обстоятельствах информация способна вызвать интерес конкурентов, контрагентов и других заинтересованных лиц, которые могут воспользоваться ею в своих целях, обладатель сведений предпринимает меры по ограничению свободного доступа к ней, её охране и защите.

Общим правилом считается нахождение в свободном доступе следующих сведений о предприятии:

Основные принципы организации защиты коммерческой информации прописываются в локальных нормативных актах каждого конкретного предприятия (например, в положении о коммерческой тайне или в регламенте доступа к коммерческой информации).

Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне

Требования федерального законодательства не допускают отнесения к коммерческой тайне следующих категорий сведений о предприятии:

Информация, входящая в этот перечень, должна предоставляться по первому законному требованию органам государственной власти и управления, контролирующим и правоохранительным органам, а также трудовому коллективу.

  • сведения о кадровой и ценовой политике (для некоторых предприятий, проводящих политику прозрачности своей деятельности)
  • общие сведения об основных направлениях хозяйственной деятельности
  • сведения, вносимые в общедоступные единые государственные реестры
  • реквизиты: почтовые и юридические адреса
  • официальные обращения пресс-служб
  • история создания предприятия.

    Общие сведения об информации, относящейся к коммерческой тайне

    • Каждое предприятие самостоятельно решает, какая коммерческая информация подлежит защите и охране от несанкционированного доступа. Но есть общие «маркеры», которые обобщают и выделяют сведения в отдельные группы В зависимости от сферы деятельности, характера и способа ведения бизнеса коммерческую информацию, подлежащую защите, можно разделить на следующие общие группы сведений: -информация о проводимой научно-технической и изобретательской деятельности, разработках продуктов интеллектуальной собственности
    • информация о производственной деятельности (объёмах выполнения работ или оказания услуг)
    • информация о проводимой кадровой политике и политике мотивации персонала
    • информация об организации бизнес-процессов на предприятии
    • сведения о принципах организации системы управления
    • информация о результатах финансовой деятельности
    • сведения об объёмах присутствия на рынке
    • иные сведения на усмотрение предприятия.
    • разрешительные документы на право занятия предпринимательской деятельностью (свидетельства о внесении в государственные реестры, лицензии, торговые патенты)
    • информация о нарушениях законодательства об охране труда и окружающей среды, антимонопольного законодательства
    • информация об общей численности, составе трудового коллектива, наличии вакантных рабочих мест
    • документы, свидетельствующие о состоянии платежеспособности предприятия
    • сведения об аффилированных с предприятием юридических и физических лицах
    • документы отчётности об уплате налогов, обязательных сборов и платежей
    • учредительные документы (учредительный договор, устав) предприятия.