Понятие “конкурентная разведка” (сompetitive intelligence) стал употребляться более 20 лет назад в США. Это обозначало сбор информации, необходимой компании для успешного развития. В Европе больше распространено определение business intelligence – бизнес разведка.
Одно из первых дел, которым должна заняться организация, создавая свою стратегию и завоевывая рынок, - это конкурентная бизнес-разведка. Сейчас появляется всё больше различных разведывательных агентств, специализирующихся на конкурентной разведке и на информационном обеспечении предприятий и организаций необходимыми данными о соратниках по бизнесу.
Бизнес разведка занимается сбором данных о рынке через СМИ, сайты и другие подобные источники, бенчмаркингом (изучением товаров, услуг или методов работы конкурентов для использования в своей деятельности), защитой конфиденциальной информации, поиском и изучением объектов для поглощения и др. Она старается решать эти задачи открытыми, хотя и не всегда этичными методами.
Главное, что перечисленные источники информации вполне легальны, так как в ходе исследования будут получены только добровольно раскрываемые данные.
Бизнес разведка может использовать и достаточно «тёмные» методы шпионажа. В конкурирующей организации находятся сотрудники, готовые «сливать» информацию за деньги или другие блага.
Альтернативным методом является намеренное внедрение таких работников в компанию, дабы они, заручившись доверием руководства, получили доступ к определенной информации.
В случае невозможности использования человеческого ресурса для получения таких данных могут использоваться технические приспособления — установка жучков, взлом корпоративных информационных систем и т. п.
Подобное занятие представляет собой банальное воровство сведений, т. е. является уголовно наказуемым. Этот дополнительный риск существенно влияет на стоимость соответствующих мероприятий, которые организует такая «чёрная» бизнес разведка.
Проведение легальных исследований рынка скорее всего обойдется намного дешевле. Да и для решения повседневных бизнес-задач вполне достаточно информации, получаемой в результате маркетинговых исследований.