Коллекционеры жизни или зачем нужна business intelligence?

Коллекционеры жизни или зачем нужна business intelligence?

06.03.2014

Андрей ОЛЬХОВСКИЙ

Вести бизнес в России, где у большинства предприятий нет кредитной истории, без бизнес-разведки невозможно.

Термин «бизнес-разведка» (англоязычный аналог — business intelligence) трактуется специалистами обычно как аналитическое обеспечение важных управленческих решений, привлекающее не только открытые, но и закрытые источники, а также поиск скрываемой либо просто неафишируемой, неочевидной информации.

Наши эксперты предлагают свои варианты определения. Генеральный директор ООО «ИНФОКОН» Юрий Носенко считает: «Бизнес-разведка, она же экономическая или аналитическая разведка, — это вид деятельности, дающий возможность в рамках закона получать интересующую заказчика коммерческую информацию. В основном это анализ всей имеющейся бизнес-информации плюс использование возможностей, предоставляемых Законом о частной детективной и охранной деятельности в его детективной части. К сожалению, в российской бизнес-разведке бывают случаи, когда соответствующие структуры выходят за рамки частной детективной деятельности и занимаются фактически оперативно-розыскной, которая является прерогативой правоохранительных органов. Нередко это происходит в силу объективной необходимости защиты интересов бизнеса, которые не могут защитить милиция и органы безопасности. Но данное обстоятельство не извиняет нарушения закона. Бывают проблемы также с приобретением интеллектуальной собственности, переманиванием сотрудников... Если на Западе существует ясная законодательная и этическая грань между способами добычи информации, то у нас этой грани пока нет».

«Бизнес-разведка — это достаточно широкое понятие, — замечает президент охранно-сыскной корпорации «ИНЕКС» Александр Мейтин. — Можно получать информацию о человеке, можно о фирме. Однако по российским законам сбор информации о физическом лице возможен только с согласия этого лица. Хотя я думаю, что многие компании занимаются такого рода деятельностью. Но, будем говорить честно, с точки зрения закона это недопустимо. И такой запрет, на мой взгляд, не совсем правилен. Ведь чтобы узнать о фирме, я должен обладать информацией и о человеке — к примеру, о генеральном директоре. Следует понимать, кто он такой, что из себя представляет. И непременно нужен анализ бизнеса».

Наши эксперты рекомендуют прибегать к методам бизнес-разведки, если вы:

  • выбираете партнера для создания компании;
  • определяете объект для инвестирования или приобретения;
  • собираетесь подписать соглашение о стратегическом партнерстве;
  • намерены заключить лицензионное или дистрибьюторское соглашение, кредитный договор.

Технически о предполагаемом партнере узнать можно почти все. И отличным доказательством этому может служить изрядно нашумевший телевизионный компромат, обрушенный в предыдущие годы на головы мирных граждан, — собранный коммерческими службами безопасности, тесно связанными с правоохранительными органами. Но это, так сказать, эксклюзив, используемый в политическом противостоянии или противостоянии олигархических групп. «Обычным» бизнесменам доступны более простые услуги (их список представлен в таблице).

Александр Мейтин утверждает: «Мы вам точно скажем, какова деловая репутация фирмы, насколько добросовестно компания работала на рынке, были ли какие-то проколы у этой фирмы. Случались ли какие-нибудь невыполнения обязательств, имеются ли у предприятия проблемы с правоохранительными органами, не связана ли эта фирма с криминалом или криминальным бизнесом. Однако мы всегда сначала пытаемся выяснить, что бы вы хотели узнать и к какой категории информации, в том числе стоимостной, это относится».

Г-н Носенко замечает: «В ряде случаев к нам обращаются заказчики, которые не могут четко сформулировать, что они хотели бы знать. Однако для нас это очень важно. Коммерческая бизнес-разведка требует ясности задач. Ведь мы тратим средства на получение информации, на ее анализ и обобщение. И очень важно сделать работу, которая соответствует заказу. Если клиент сам четко не представляет, какая именно информация его интересует, мы в процессе переговоров пытаемся найти решение этой проблемы».

Как и во многих областях бизнеса, стоимость заказа на бизнес-разведку определена его объемностью. Другими словами, в зависимости от поставленных конкретных задач можно вычислить и стоимость их выполнения.

Юрий Носенко уверяет, что на первом месте обычно стоит информация о регистрационных данных фирмы: «На получение такой информации уходят минимальные затраты, и стоит она от $10». Дальше все зависит от каждой конкретной позиции в списке видов информации. «У каждого из операторов этого рынка на подобный случай есть свой прайс-лист, который в основном используется на переговорах с конкретным заказчиком, — продолжает г-н Носенко. — Могу сказать, что, например, в нашем прайс-листе в разделе бизнес-разведки самая большая цена ($700) за предоставление информации о степени финансовой надежности и устойчивости банков, географически удаленных от Москвы. Та же справка по столичным банкам будет стоить меньше».