Иностранные инвестиции в Россию: Доверяй, но проверяй!

Иностранные инвестиции в Россию: Доверяй, но проверяй!

10.02.2014

"Если Вы занимаетесь бизнесом в России, то Вы лишитесь всех своих средств, потому что Вашим русские партнеры украдут их, или Вас убьет мафия в номере отеля в Москве"- это стандартное восприятие российского бизнеса на Западе, при том, что почти всё это - полный абсурд. Успех бизнеса в России - это загадка для мирового бизнес сообщества" Таково мнение Даниела Торнилея, старшего вице-президента Economist Group, и с ним согласится большинство иностранных предпринимателей, уже добившихся немалых высот на российском рынке.

И все же как обезопасить иностранные инвестиции в российскую экономику? Что изменилось за последние 10 лет? Вошла ли Россия в новый экономический период, когда можно без боязни инвестировать в местные предприятия? К кому обратиться за помощью при инвестировании? На эти вопросы ответит Генеральный директор компании, занимающейся вопросами экономической безопасности, ООО "Инфокон" председатель Комиссии по безопасности Совета предпринимателей при Правительстве Москвы Юрий Николаевич Носенко.

НАТАЛЬЯ КАРМАЛЕЕВА

Что есть защита инвестиций в рамках Вашего бизнеса?

В основном наши клиенты - это западные инвесторы, которые вкладывают средства в промышленное производство и сферу сырьевых ресурсов. Мы определяем целесообразность инвестирования компании в тот или иной проект, вырабатываем конкретные рекомендации по предупреждению негативных последствий и затем сопровождаем ее непосредственную деятельность.

Другая категория предпринимателей инвестирует свои средства путем покупки акций крупных компаний. Для них мы составляем прогноз на 1-2 месяца вперед, то есть задача - своевременно определить факторы, которые могут привести к потере ценности акций, политические, экономические или любые другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на деятельность торговых предприятий.

У нас был ряд проектов, в ходе которых мы определяли целесообразность вложения средств в российские предприятия по переработке продуктов питания. По результатам экспертизы, которая выявила ряд потенциальных факторов риска, мы дали порядка 80% отрицательных заключений. Очень показателен пример, когда по заказу одного из крупнейших европейских лидеров по производству молочной продукции мы исследовали группу российских предприятий, предлагавших на продажу пакет своих акций. Мы дали отрицательное заключение, когда выяснилось, что владельцы компании, продавая производство продукции иностранному владельцу, оставляли под своим контролем весь сбыт. То есть производство попадало в полную зависимость от системы сбыта, которая находилась в руках владельцев.

Как изменилась ситуация за последние годы?

Это был переходный период, когда российское законодательство уже не соответствовало ситуации в рыночной системе, шла реорганизация государственных органов. На сегодняшний день у нас принято новое уголовное законодательство, внесены изменения в налоговый кодекс, в таможенный кодекс, прошла легализация этих органов. На сегодняшний день наши государственные учреждения работают в условиях рыночной экономики. Идет совершенствование внутренних механизмов, с одновременным совершенствованием законодательной базы. На сегодняшний день у нас исчезли так называемые фирмы-однодневки. Изменилась ситуация на таможне: прежде так называемая "белая растаможка" составляла 3-4%, "серая" - 15-20%, а остальное составляла "черная". На сегодняшний день "черной растаможки" практически нет. Многое свидетельствует о том, что российская экономика становится здоровой и более устойчивой.

То есть вы считаете, что с отмыванием денег в России бороться можно?

С отмыванием денег бороться можно, но победить это явление практически невозможно. Дело в том, что на сегодняшний день во всем мире отмывание денег осуществляется в сфере торговли оружием и наркотиками, и пока есть горячие боевые точки и люди употребляют наркотики, будет и спрос на эти товары. В настоящий момент большую проблему составляет контрафактная деятельность, и в основном, это производство продуктов питания.

По Вашему мнению, насколько сложно с этим бороться?

Хотя контрафактную продукцию трудно выявить, бороться с ней необходимо.

В 2000 году совместно с Мэрией Москвы и отделом по борьбе с контрафактной деятельностью Международной торгово-промышленной палаты мы провели первую в России международную конференцию в Москве, на которой рассматривались эти вопросы. В ней приняли участие большое количество иностранных компаний, которые страдают от контрафактной продукции, и представители всех правоохранительных и силовых структур России. Результаты конференции, в частности, помогли регламентировать сбыт водки на московском рынке.

К нам обращались несколько крупных компаний, например, один из лидеров по производству сигар обнаружил, что продажи продукции начали падать. Мы выяснили, что на рынке появились дешевые контрафактные сигары, а люди, не разбираясь, покупали то, что дешевле. Мы также работали с компаниями по производству лекарств и косметики. Весь бизнес по производству контрафактной продукции находится под контролем криминала. У нас есть контакты с правоохранительными органами, поэтому, когда к нам обращаются, мы проводим расследование и передаем полученные материалы в соответствующие инстанции.

Как Вы считаете, какие именно меры могут уменьшить риски для иностранных компаний, выходящих на российский рынок?

Все иностранные компании, которые выходят на российский рынок, всегда работают с какими-то другими компаниями. Это могут быть деловые партнеры, с которыми они собираются сотрудничать, либо российские бизнесмены, у которых покупаются акции и предприятия или осуществляются поставки. Так что первая задача - это серьезная проверка своих партнеров, это бизнес-разведка, которая увеличивает надежность будущей коммерческой деятельности в России и снижает риски. Мы стараемся это выяснить для наших клиентов, с кем они имеют дело, какие источники дохода у их партнеров, их налоговую историю и взаимоотношения с правоохранительными органами.

Также нужно знать своих конкурентов на рынке. Если 10 лет назад конкуренции на российском рынке не было, сегодня в малом и среднем бизнесе все ниши заняты, и соперничество очень жесткое. Это нормально для рыночных отношений, но особенность России в том, что борьба ведется незаконными методами, поэтому нужно знать, кто вас ждет на этом рынке, что за конкуренты, какая у них репутация и т.д.

По Федеральному закону от 30.12.06 № 265-ФЗ любой желающий до 1 января 2008 года может легализовать свой доход, который не был учтен в целях налогообложения и был получен до 1 января 2006 года. Для этого необходимо заплатить декларационный платеж в размере 13 процентов без указания вида и источника дохода. Какой эффект будет иметь этот закон, по Вашему мнению?

Закон очень хороший, но с ним очень опоздали, лет на 10, как минимум. К моменту его выхода, основные владельцы капитала вывели за рубеж и легализовали свои капиталы. Поэтому, ждать публикаций в прессе о том, как кто-либо, в соответствии с этим законом, заявил о своих доходах, не приходится. Я прежде всего имею в виду людей, которые владеют большими финансовыми средствами, поскольку те, кто живут на зарплату, как правило, платят все налоги. Поэтому, я считаю, эффективность закона будет невелика, с точки зрения легализации прошлых доходов.

Что бы Вы посоветовали нашим иностранным партнерам, желающим выйти на российским рынок?

За последние 10 лет риск столкнуться с серьезными проблемами сократился в среднем с 70% до 20-30%. Российский рынок стал более цивилизованным. Мы работаем в правовом поле, которое еще требует совершенствования, но на сегодняшний день любой западный инвестор уже может рассчитывать на содействие правоохранительной системы. Сейчас минимальные риски инвестиций в России в области недвижимости, где самая высокая степень юридической и государственной защиты.

Если говорить о крупном бизнесе, то мы считаем, что наиболее перспективны инвестиции в промышленность. Наши клиенты покупают промышленные предприятия, полностью меняют техническое оборудование и вкладывают средства в производство. В частности, у нас есть клиенты из Германии, которые берут в аренду землю и начинают производство сельскохозяйственной продукции по мировым стандартам, и уровень инвестиций там очень высокий. Сфера переработки продукции также очень перспективна, но поток капитала в нее еще слабый, потому что это затратный, долговременный проект и требует особого рационального подхода, специалистов.