ИНФОРМАЦИЯ - ОРУЖИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНФОРМАЦИЯ - ОРУЖИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

04.02.2007

Одна из самых актуальных проблем отечественного предпринимательства — это нехватка достоверной коммерческой информации о благонадежности потенциальных партнеров. Для формирования благоприятных условий ведения цивилизованного бизнеса в городе Советом предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы была создана Комиссия по безопасности и правовой защите предпринимателей. О деятельности комиссии мы попросили рассказать ее председателя, генерального директора ООО «Инфокон» Юрия НОСЕНКО.

— Юрий Николаевич, какие задачи решает ваша комиссия?
— Комиссия была создана в 1999 году. Совет предпринимателей тогда находился в стадии формирования своей организационной структуры, и было принято решение о создании комиссий Совета предпринимателей параллельно подразделениям Правительства Москвы. Например, в правительстве существует Департамент по финансам, соответствующая комиссия создается в Совете, то же самое — с потребительским рынком и т.д. Завершающим этапом в Cовете было решение о создании комиссии по безопасности и правовой защите предпринимательства.
Поскольку коммерческая сфера моей деятельности как раз и заключается в обеспечении информационной и экономической безопасности бизнеса, мне предложили возглавить эту комиссию.
Если говорить об основных направлениях ее деятельности, то в первую очередь, мы начали борьбу с контрафактной продукцией. Глубоко изучив ситуацию на московском рынке, мы пришли к мнению о необходимости ввести эту проблему в круг первоочередных в деятельности Правительства Москвы.
В то время отечественный рынок был насыщен контрафактной продукцией, в том числе, подделками мировых брендов. Это и продукты питания, и бытовая химия, и компьютерные программы и, что самое страшное, медикаменты. В качестве базовой меры, совместно с Правительством Москвы, Советом предпринимателей, Агентством по борьбе с преступлениями в коммерции при Международной Торгово-Промышленной Палате (Лондон), 29-30 ноября мы провели в Москве первую международную конференцию по теме: «Мошенничество и контрафактная деятельность в России». В ней приняли участие 120 человек, в том числе, представители Правительства Москвы, российских министерств и ведомств, правоохранительных органов, крупнейших отечественных и зарубежных фирм, ведущие российские эксперты. По итогам была принята специальная программа. На базе Совета предпринимателей и Управления мэра была создана рабочая группа, которую мне было поручено возглавить.
— Но борьбой с контрафактом должны заниматься правоохранительные органы государства…
— Государственные правоохранительные органы призваны решать, прежде всего, те проблемы, которые входят в сферу первоочередных интересов государства. Что же касается обеспечения безопасности коммерческой деятельности, то, хотя теоретически это является обязанностью государства и нашей правоохранительной системы, на практике остается сферой деятельности самих частных компаний, которые возникли на нашем необъятном рынке, а также тех зарубежных компаний, которые пришли работать в Россию.
Тем не менее, в конце 90-х годов в ГУВД Москвы был создан спецотдел по борьбе с контрафактной продукцией. Мы установили с ними рабочий контакт и начали активно работать на так называемой «Горбушке», где на сотни миллионов долларов в год продавалось контрафактных дисков. Это был полный беспредел контрафакта. В нашей комиссии по безопасности была создана специальная подкомиссия, которая активно включилась в эту работу. Сегодня «Горбушка» — это цивилизованный торговый центр.
— А чем занимается ваша фирма?
— Основным направлением деятельности ООО «Инфокон» является обеспечение экономической безопасности коммерческих структур. Компания создана в конце 1994 года, после того как в звании полковника я ушел в отставку из Центрального аппарата Комитета государственной безопасности.
Это был период начала дикого капитализма в России. В страну пришли западные компании, которые готовы были инвестировать деньги, новые технологии и покупать наше сырье (нефть, мазут, бензин, удобрения и т.д.). Естественно, они хотели иметь достоверную информацию о российских фирмах-партнерах, об их благонадежности, как финансовой, так и юридической. Это было очень актуально, поскольку тогда российский бизнес был крайне криминализирован. Всем памятно то бурное время девяностых, время «наездов», «разборок», «крыш», взрывов, убийств. В то время открытые средства массовой информации на гребне демократии содержали практически безграничную информацию о жизни страны. Поэтому мы создали Информационно-аналитический Центр, который начал систематизированную обработку СМИ. Затем мы скупили все имеющиеся справочники. Это и легло в основу наших информационно-аналитических услуг и ресурсов. После они развивались.
Наша фирма давала информацию о надежности российских компаний, объективные справки об их коммерческой деятельности, рекомендации о степени рисков. Сегодня «Инфокон» — это одна из крупных международных компаний в сфере коммерческой безопасности. Это единственная российская фирма по безопасности, которая является членом ряда международных торгово-промышленных палат, в частности, российско-британской, российско-финской, российско-французской торгово-промышленных палат и Международной торгово-промышленной палаты в г. Баркинг (Великобритания).
— С какого момента российским фирмам понадобилась информация о зарубежных коммерческих структурах?
— До дефолта в 1998 году в большинстве случаев потребителями нашей информации были иностранные инвестиционные компании, а начиная с конца 90-х годов к нам стали все чаще обращаться и отечественные фирмы. В частности, уже с 1997 года мы стали оказывать информационные услуги службе безопасности Газпрома.
Сегодня мы предоставляем консультационно-информационные услуги на постоянной основе более чем 40 российским и иностранным компаниям.
В связи с большим объемом работы в 2000 году мы открыли в Южно-Сахалинске дочернюю компанию «Инфокон-Сахалин». В 1998 году Инфокон подписал контракт с IRU (Международной ассоциацией автомобильных перевозчиков), головной офис которой находится в Женеве. Это все автомобильные транспортные перевозки по России и странам СНГ, которые идут под ТИР-карнетами, без таможенного досмотра при пересечении границы.
В начале 90-х годов этим обстоятельством начали пользоваться преступные группировки. Создавая фирмы-«однодневки», они уводили товар от таможенных пошлин, пересекая границу без досмотра и затем исчезая на бескрайних просторах бывшего СССР. Поиском этих пропавших грузов мы активно занимались совместно с российскими таможенными органами.
За более чем 10-летний срок работы «Инфокон» развил партнерские отношения и связи в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Благодаря активному сотрудничеству с бывшими коллегами, работавшими в органах госбезопасности и внутренних дел, а ныне возглавившими фирмы по безопасности, нам не составляет большого труда в течение нескольких часов проверить любую коммерческую структуру на постсоветском пространстве на предмет ее экономической благонадежности.
— Это так называемая бизнес-разведка?
— Совершенно верно. Это одно из направлений нашей деятельности. Но далеко не единственное. Сейчас мы, совместно с членами Комиссии по безопасности Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы, а также финской компанией «Генистра» и российской компанией «Кронос-Информ», которые специализируются на разработке программного обеспечения, создаем единую базу коммерческой информации, куда будут включены данные о легитимной экономической деятельности российских и иностранных компаний в России.
В отличие от любого цивилизованного государства, у нас очень сложно получить достоверную информацию о деятельности коммерческих структур. Существует ряд справочников, в которых, к сожалению, как правило, содержится устаревшая информация, с их помощью вы, например, можете узнать контактные телефоны и адрес интересующей вас фирмы в Новосибирске. Но когда вы позвоните по указанному в справочнике телефону, выяснится, что этой фирмы давно не существует.
Сегодня у предпринимателей, особенно производителей, к сожалению, нет эффективных коммуникаций, которые бы позволяли коммерческим структурам быстро налаживать связи друг с другом. Во всем мире есть компании, в которых можно получить точную и исчерпывающую информацию о фирмах, работающих в интересующей вас отрасли; вам дадут телефоны, адреса и имена руководителей, принимающих решение по интересующему вас вопросу. Часть такой информации Вы найдете в телефонной книге Лондона, Нью-Йорка, Берлина и т.д. У нас такой возможности пока еще нет. И причин этому много.
О перспективах работы, которую мы завершаем, может говорить тот факт, что, например, вся информация, содержащаяся в «Желтых страницах», которые являются, по нашей оценке, лучшим информационным справочником в России, будет составлять около 10% нашей базы. Причем не столько количественно, сколько качественно.
Наши эксперты считают, что это может значительно динамизировать развитие отечественного бизнеса. Благодаря открытой информации о потенциальных потребителях той или иной продукции, для производителя в какой-то степени отпадает необходимость в дорогостоящей рекламе, а это, в конечном счете, скажется на цене продукции.
И в этой работе велика роль Совета Предпринимателей и, в частности, нашей комиссии как стратегического центра, аккумулирующего возможности различных отраслевых направлений деятельности коммерческих структур.
— Насколько безопасно вести бизнес в сегодняшней России?
— Достаточно условно можно сказать, что если в начале девяностых эти риски приближались к 90%, то сегодня они не превышают 30-ти. Но при этом я хотел бы подчеркнуть, что успешно вести бизнес можно в любых условиях. Главное при этом иметь полную и достоверную информацию о ваших партнерах, конкурентах, а также о политической и экономической ситуациях в стране и прогнозах их развития. Как говорится, осведомлен, значит вооружен.

Вадим ГУРОВИЧ