+7 (495) 997-68-59
skype_infokon
Заказать звонок Напишите мне
Проверка сотрудников на полиграфе: насколько эффективно?

Проверка сотрудников на полиграфе: насколько эффективно?

03.02.2015

Проверка сотрудников как на момент приёма на работу, так и в течении трудового договора, и в том числе проверка лояльности персонала всё чаще становится гарантией безопасности Вашего бизнеса. Не уделив этому должного внимания, предприниматель рискует понести серьёзные материальные, а также репутационные потери. Поэтому проверка персонала службой безопасности или при помощи сторонних организаций претендует на то, чтобы стать обязательной процедурой не только при приёме кандидата на должность.

Статистика гласит, что для отечественных предпринимателей проверка сотрудника на полиграфе всё еще не потеряла своей привлекательности. Но так ли она эффективна? Стоит ли безоговорочно доверять результатам  подобных проверок?

Какие ошибки типичны для полиграфа при проверке персонала?

Несовершенство проверки сотрудников на полиграфе зачастую выражается в том, что такое оборудование можно как минимум обмануть, и как максимум – неправильно растолковать информацию. В первом случае речь может идти не только о преднамеренном мошенничестве, но и о психологических характеристиках проверяемого – отдельным категориям людей удается обмануть технику. Во-втором же случае должен сыграть роль человеческий фактор самого специалиста-полиграфолога: его адекватность, навыки и, не в последнюю очередь, способности психолога.

В принципе можно утверждать, что проверка лояльности персонала столь «современным» методом – на полиграфе - становится практически бесполезна в таких случаях, как:

  • проверяемый – несовершеннолетний или же пожилой человек; первая категория людей еще не до конца понимает весь смысл поставленных вопросов, а вторая уже не в состоянии их правильно толковать;
  • полиграф при проверке персонала не даст объективных данных о профессиональных актерах (или же люди с врождёнными артистическими способностями, а так же так называемые «паталогические лгуны» того типа, что сами искренне верят в свою ложь. Эти группы - весьма обширное поле для ошибок детектора лжи. К этой же категории следует добавить работников спецслужб в настоящем или прошлом;
  • когда человек отвлекается и переживает совершенно о других вещах (проблемы в семье, дома и т.п.), полиграф будет фиксировать это как реакцию на вопрос, так как происходит регистрация состояния конкретно в момент тестирования.

Так что, ка видите, проверка сотрудников на полиграфе не может гарантировать Вам уверенности в полученных результатах. Даже если речь идет о простой проверке лояльности, не говоря уж о более сложных задачах, которые могут ставиться при проверке персонала службами безопасности или HR-менеджментом. Такая проверка годится разве что как один из элементов в целом комплексе мер по экономической безопасности Вашей фирмы.

Гарантирует ли проверка на полиграфе лояльность персонала?

Особо нам хотелось бы обратить внимание руководителей фирм и частных предпринимателей, что такая проверка сотрудников на полиграфе может в конечном итоге негативно повлиять на лояльность персонала и общий микроклимат в коллективе. Что, в свою очередь, скажется на эффективности совместной работы и, так сказать КПД отдельных работников.

Ведь принудительное прохождение проверок на «детекторе лжи» не только лишний раз нервирует Ваших работников, но и заставляет их считать себя подозреваемыми, а не уважаемым и ценимым Вами профессионалом. К тому же, психологи и специалисты по team building давно уже говорят, что именно ощущение себя полноценной, важной частью общего дела, членом дружного и нацеленного на единую цель коллектива позволяют существенно поднять не только самооценку отдельного работника, но и повысить его мотивацию к достижению более высоких показателей в профессиональной деятельности.

Кстати, нам известны случаи, когда в частных беседах, бывшие сотрудники даже достаточно крупных российских предприятий и фирм указывали, что именно принудительные и регулярные проверки персонала на полиграфе и связанный с этим психологический дискомфорт стали для них одной из побудительных причин сменить место работы. Т.е., с точки зрения руководства данных компаний, они, что называется собственными руками, способствовали увеличению достаточно негативного показателя по так называемой «текучке кадров».  И тем самым повышали свои затраты на привлечение и обучение нового персонала.

Впрочем, доскональных и универсальных методов проверки лояльности персонала не существует в принципе. Проверку сотрудников на полиграфе следует проводить лишь с целью частичного «анализа» на честность, ведь это все-таки машина.

Вывод, который лично мы для себя давно уже сделали - следует проводить многоаспектную проверку персонала службой безопасности, не полагаясь лишь на рекламу нововведений. Вместо этого доверие к сотруднику следует определять в сочетании с интервью, специальными тестовыми опросами, анализом характеристик, составленных на прежних местах работы.
Конечно, эти методы нельзя назвать такими, которые дают исключительно объективную информацию о человеке. Можно утверждать, что это и стало мотивом для внедрения полиграфа для проверки персонала. Для корпоративной безопасности будет уместным совмещать проверку персонала службой безопасности с другими методами: например, речь может идти об аккуратном и вдумчивом наведении справок по местам предыдущих работ сотрудника, подтверждении достоверности предоставленных им документов и данных о себе при поступлении на работу, а так же в течении действия трудовых договоров; поиск наличия и/или отсутствия негативной информации о сотруднике и т.п.

Все эти услуги проверки персонала мы готовы предоставить  Вам на самом высококлассном уровне нашего многолетнего опыта и профессионализма.